1 2 3 4 5 6

Благодаря достижениям молекулярной биологии, электронной микроскопии, созданию высокотехнологичных методов детекции микроорганизмов наши представления об инфекциях, передаваемых половым путем (ИППП), которые еще недавно назывались венерическими заболеваниями, во многом изменились. Значительно возросло количество нозологии, частично или преимущественно связанных с половым путем передачи. Если 20-25 лет назад это в основном касалось сифилиса, гонореи и трихомониаза, то сейчас количество заболеваний, включенных в перечень ИППП, насчитывает более 10, причем процесс этот достаточно динамичный, и вряд ли сегодня можно с уверенностью назвать точную цифру списка. Так, например, согласно МКБ-10 бактериальный вагиноз, микоуреаплазмоз выведены из перечня ИППП, а папилломавирусная инфекция человека введена в него (прессрелиз ВОЗ, 1996).
Значительно увеличилось число сочетанных (смешанных) инфекций, причем как бактериальной (трепонемы, гонококки, хламидии), так и вирусной (герпес, папиллома, гепатиты, ВИЧ) этиологии, что во многом осложняет диагностику и терапию таких заболеваний. Возросло также количество скрытых, атипичных, хронических и малосимптомных форм ИППП. Например, доля скрытого сифилиса составляет более 40% среди ранних форм заболевания (Г.А.Дмитриев, Н.В.Фриго, 2004), а у 7-8 из 10 больных урогенитальным хламидиозом сроки заражения установить нельзя в связи с латентным течением.
Данные о заболеваемости ИППП далеки от реальной картины, так как основываются главным образом на официальных источниках без учета коммерческих медицинских организаций, обследующих значительное число пациентов. Отсутствие нормативных научнообоснованных алгоритмов обследования и ведения пациентов также является одной из причин недостоверных результатов при оценке эпидемической ситуации в различных регионах и в стране в целом, что в свою очередь может способствовать принятию неадекватных организационных решений. В настоящее время в России нет единого центра (органа), объединяющего усилия многочисленных организаций - производителей тест-систем, диагностикумов, ингредиентов и потребителей - лабораторий и диагностических центров, осуществляющих постановку реакций, а также специалистов, разрабатывающих новые способы детекции возбудителей.
Следует также отметить, что ежегодно в России количество лабораторных исследований, связанных с детекцией возбудителей ИППП и установлением диагноза, составляет несколько десятков миллионов анализов. Естественно, такой объем исследований требует значительных экономических, физических затрат и организационных мероприятий. Вместе с тем определенная часть лабораторных исследований не является научнообоснованной и может быть без какого-либо ущерба
сокращена.
В мировой практике накоплен огромный опыт, свидетельствующий о необходимости комплексности при клинико-лабораторном обследовании пациентов, так как использование разноплановых методологий (микроскопия, культура, ПЦР-анализ, серологические исследования), которые дополняют и под далее