1 2

читать далее ... ждающих собеседника продолжать разговор: "Мне кажется, наилучшим решением проблемы будет сделать так-то. А вы как считаете?" или "Помогите мне, пожалуйста, ведь в этом вопросе вы специалист, не так ли?". ЗАДАВАЙТЕ КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ Проанализируйте, какие именно вопросы вы задаете собеседнику. Очень легко разделить их на две группы - конструктивные (когда ответ нужен для продолжения диалога) и риторические (на них вы не ждете ответа). Вот эти последние и провоцируют эскалацию конфликта. Проведите эксперимент: "проглотите" риторические вопросы, перейдя сразу к конструктиву. Не устраивайте "разбор полетов". Так вас скорее услышат и поймут. У Ларисы с сыном постоянные конфликты. Мать поздно возвращается с работы, уставшая, взвинченная - и с претензиями. - Почему ты не вымыл посуду? - Ну мааам! - Нет, я тебя спрашиваю: по-че-му? - Сейчас помою! - Целый день был дома - а не удосужился помыть пару тарелок! Почему не убрана одежда? Почему не сделан английский? - Ты!.. Ты зануда, вот кто! Дверь с треском захлопывается. А надо было просто сказать: "Помой, пожалуйста, посуду!" ГОВОРИТЕ О СЕБЕ Пытаясь донести до человека свои мысли и чувства, важно не ставить его в неловкое положение. Если визави почувствует агрессию, он начнет огрызаться, и конструктивного диалога не получится. Ольга - человек прямолинейный и всегда говорит людям правду в глаза. Только те почему-то воспринимают в штыки в общем-то справедливые высказывания. Мужу: "Ты такой неаккуратный - опять разбросал носки по всему дому! " Сыну: "Ты снова опоздал к обеду - еда совсем остыла!" Коллеге: "Опять ты спутала мои бумаги! Надо быть внимательнее ". Главная проблема Ольга использует так называемые "ты-высказывания". Они сформулированы так,чтобы человек, к которому обращаются, начинал оправдываться. Становиться виноватым не хочется никому, поэтому "ты-высказывание" чаще всего приводит к ссорам. Чтобы выразить собственные чувства, не затрагивая интересов окружающих, психологи предлагают пользоваться "я-высказываниями" Говорите о себе, собственных ощущениях и переживаниях, никого не обвиняя. "Я-сообщение" начинается словами "я","мне", "меня". "Я выхожу из себя, когда нахожу носки в своей косметичке1." "Мне ужасно жаль, что ужин перестоял и стал невкусным!" "Меня расстраивает, что придется заново разбирать все документы!" Собеседнику не придется оправдываться, зато он проникнется к вам сочувствием и рад будет сделать для вас все, что в его силах. •В зависимости от того, как люди воспринимают информацию об окружающем мире, их можно разделить на три группы: аудиалов,визуапов и кинестетиков. Общаться с ними надо по-разному. АУДИАЛА, который большую часть информации воспринимает на слух, цепляют кодовые слова из серии "Звучит заманчиво" или "Что-то мне подсказывает..." Опознать аудиала можно по ровному дыханию, спокойному тону, ритмичным жестам. ВИЗУАЛ, для которого очень важны зрительные образы, скорее обратит внимание на ключевые фразы "Только представьте себе.. " и "Как видите, это... Визуая говорит быИсточник: Пайсон Е. Здоровье. 2006. №12. С.62-64