1 2 3 4 5 6 7 8

Узловой зоб (УЗ) занимает существенное место в структуре эндокринной патологии. Только по данным пальпаторного обследования УЗ встречается у 4-7% взрослого населения [4,9,10], а при ультразвуковой визуализации щитовидной железы (ЩЖ) выявляемость очаговых изменений в ней значительно возрастает - до 50% [3,7,8]. Также по данным Wang.C. (1997), 50% людей, населяющих земной шар, имеют узловые образования ЩЖ различных размеров, основная доля которых приходится на непальпируемые узловые образования с диаметром менее 1 см [11].
УЗ является клиническим гетерогенным понятием, объединяющим такие морфологические формы, как узловой коллоидный зоб, фолликулярная аденома, гипертрофическая форма аутоиммунного тиреоидита с формированием ложных узловых образований, солитарная киста и рак ЩЖ [4,5]. Это требует тщательной дифференциальной диагностики [1,2,3]. также необходимо отметить , в большинстве случаев выявления узловых образований ЩЖ не проводятся обязательные диагностические пособия вследствие непонимания и страха пациентов перед инвазивными методами исследования, в частности, тонкоигольной аспирационной биопсией. Кроме того, существуют сложности и в плане лечения боязнь лечения «гормонами", оперативного лечения.
Безусловно, требуются меры по совершенствованию организации и повышения качества медицинской помощи больным с узловыми образованиями ЩЖ [б]. Вместе с тем важной, но недостаточно разработанной в организационном и методологическом аспекте является образовательно-просветительская работа с пациентами с узловыми образованиями ЩЖ.
В связи с этим целью исследования явилась разработка и внедрение терапевтического обучения больных с узловыми образованиями ЩЖ - тирошколы.
Для реализации цели исследования была разработана структурированная программа терапевтического обучения пациентов с узловыми образованиями ЩЖ. При создании программы был использован методологический подход, разработанный ЭНЦ РАМН в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Программа обучения, рассчитанная на 2 занятия, содержит определенный набор педагогических приемов, направленных на усвоение, повторение и закрепление знаний и навыков с использованием наглядного материала. Занятия в форме беседы с использованием визуальных средств обучения ведет врач-эндокринолог с группой пациентов по 8-12 человек. Продолжительность каждого занятия составляет 1,5-2 часа.
Наиболее частой морфологической формой УЗ является узловой коллоидный зоб, патогенетически связанный с дефицитом йода. В связи с этим на первом занятии обсуждается йоддефицит, его распространенность, клинические проявления и профилактика. Затем преподаватель тирошколы рассказывает об анатомическом расположении, строении, регуляции и функции ЩЖ в организме.
На втором занятии рассматриваются методы диагностики УЗ, причины его возникновения (морфологические формы), клинические проявления и варианты лечения, обсуждаются также лекарственные препараты, особенности их приема и принципы амбулаторного наблюдения.
В ходе обучения используются:
далее