1

Подсказки пациенту - как определить высококлассного доктора независимо от его специализации. Хороший врач выслушивает пациента, не поглядывая на часы и не перебивая словами "короче". Вникает в нюансы не только недуга, но и образа жизни, характера работы, семейной обстановки и наследственности. Не отвергает пренебрежительно мнение врачей, у которых вы лечились раньше. Обязательно учитывает результаты ранее сделанных анализов и исследований. Не рекомендует "с ходу" модных средств. Не навязывает (по заданию той или иной торговой фирмы) БАДов, действующих обязательно на "клеточном уровне со 100%-ным исцеляющим эффектом". Не посылает на модные сверхдорогие курорты и не заявляет, что лечит все - от онкологии до алкоголизма, не подтверждая это свидетельствами о достаточных знаниях и подготовке. Дает о себе развернутые сведения в виде информационного листка, сообщая, какой институт и факультет закончил, где специализировался, повышал квалификацию, о чем написано в его статьях и диссертации. Он дает пациенту свой домашний или контактный телефон, по которому можно посоветоваться в экстренных ситуациях. Не объявляет себя "узким" специалистом Очень многие заболевания являются пограничными, они с трудом втискиваются в прокрустово ложе какой-то одной врачебной специальности и требуют от врача широкого клинического кругозора. В странах с высокоразвитой наукой и социальной сферой (Скандинавия, Германия, Швейцария) ответственно работающие врачи всю жизнь учатся. Обычно они имеют широкий профиль, но особенно глубоко специализируются в 3-4 конкретных областях. Например, это может быть одновременно гастроэнтеролог, эндокринолог и физиотерапевт или кардиолог, невропатолог, клинический психолог... Разъясняет пациенту, почему делает те или иные назначения, как, когда и зачем следует принимать лечебные средства, производить оздоровительные процедуры. Причем делает это просто, на языке, понятном пациенту. Не страдает лечебным и диагностическим "техницизмом". Для грамотного, логически мыслящего врача, прошедшего хорошую клиническую школу, даже самая совершенная аппаратура - только инструмент, источник получения вспомогательной информации о болезни. Между тем он отлично разбирается в медицинских приборах, знает много лечебно-диагностических методов и приемов, успешно их использует. Не обижается и не возмущается, когда узнает, что пациент перепроверяет его диагноз и назначения у других специалистов. Напротив, видя сомнения и колебания больного, сам рекомендует произвести очный или заочный консилиум с участием независимых консультантов из различных учреждений. Не прожженный циник. Для него пациент не источник "пиастров", а страдающий человек. Он не занимается завуалированным вымогательством, не запугивает: если не начать немедленно дорогостоящего "авторского" лечения, болезнь приведет к тяжелым осложнениям. Он не злоупотребляет лозунгами, что "лечит не болезнь, а больного": болезнь тоже надо лечить и симптомы устранять. Он щепетилен и деликатен в финансовых вопросах, пользуеИсточник: Шапошников Е. Здоровье. 2005. №2. С.102