1 2 3 4 5 6 7

Следует признать, что сегодня гепатология переживает свой ренессанс, так как история изучения патологии печени насчитывает столетия. Достаточно вспомнить имя английского врача М. Bailie, еще в 1793 г. установившего связь между злоупотреблением алкоголем и развитием цирроза. В 1888 г. С.П. Боткин, опередив время более чем на 80 лет, предположил инфекционную природу желтухи. При этом долгие годы как причины, так и механизмы развития болезней печени оставались непознанными.
Формирование гепатологии, как отдельной научной и практической области медицины, состоялось лишь в последние три десятилетия минувшего века. Достижения этих десятилетий по праву можно назвать выдающимися, однако «расширение наших знаний увеличивает границы соприкосновения с неведомым». В качестве доказательства достаточно привести лишь один пример. Повсеместное внедрение диагностики вирусов гепатитов В и С открыло грандиозную картину: HBV инфицировано 300-350 миллионов человек в мире, носителями HCV являются, по разным данным, от 170 до 500 миллионов. Следовательно, по крайней мере каждый десятый житель Земли инфицирован одним из этих вирусов.
Совершенствование диагностики заболеваний печени неразрывно связано с расширением алфавита гепаготропных вирусов. Идентификация пяти вирусов, три из которых обладают несомненной способностью вызывать хроническое воспаление печени, позволила осуществлять этиотропное лечение и, что еще более важно, профилактику гепатитов, которые еще совсем недавно оставались нераспознанными вплоть до формирования цирроза или подлежали только симптоматической терапии. Несмотря на это, диагноз «криптогенный гепатит» еще не скоро уйдет из лексикона клиницистов. Вирусы HGV и TTV, по всей видимости, не могут рассматриваться в качестве кандидатов на роль возбудителей гепатита человека, являясь, вероятнее всего, эпифеноменами на фоне уже существующей патологии печени. Однако в 1999 году был обнаружен вирус, получивший рабочее название SEN (инициалы первого пациента), ДНК которого выявлена у 10 из 12 больных острым посттрансфузионным и у 13 из 19 больных хроническим гепатитом «ни А, ни Е». Естественно, столь небольшой материал не позволяет делать глобальные выводы, тем более, что к 2002 году описано уже 8 разновидностей этого вируса. но не исключено, что именно SEN вскоре пополнит группу гепатотропных вирусов, существенно сократив когорту криптогенных гепатитов.
Вряд ли можно усомниться в том, что именно этиотропная терапия наиболее эффективна, поэтому поиск новых возбудителей будет продолжен. Это расширит возможности вмешательства на ранних этапах заболевания или даже поможет предотвратить само его развитие.
Достижения в лечении вирусных гепатитов обусловлены как созданием новых препаратов, так и разработкой эффективных комбинаций, уже использующихся в амбулаторной практике.
Существенным шагом вперед в разработке лечебных подходов к хроническому гепатиту В явилось определение дифференцированной тактики терапии при инфицировании «диким» и мутантным по далее