1 2 3 4 5 6

Исследование суицидального поведения является не только сложнейшей философской, социально-психологической и медицинской, но также и педагогической, нравственной и даже эстетической проблемой. Суицидальные попытки представляют собой действия с намерением лишить себя жизни, что удается в завершенном суициде. В.Н.Нечипоренко в своих работах отмечает тот факт, что суицидальная активность резко возрастает с 14-15-летнего возраста и достигает максимума в 16-19 лет. Это находит свое подтверждение и в данных других авторов (Я.Гилинский, И.Гурвич, М.Русакова, Ю.Симпура, Р.Хлопушин, 2001), которые отмечают динамику наибольшего роста суицидального поведения в группе лиц моложе 20 лет, связывая ее с наличием острых конфликтов в семейно-бытовой, интимно-личностной, учебной и трудовой сферах. Частоту незавершенных суицидальных попыток в подростковой популяции трудно оценить в связи с отсутствием четкого учета скрытых попыток. По некоторым подсчетам, в популяции подростков она составляет от 2 до 9% (обзоры D.Shaffer, N.Piacentini, 1994; C.Pfeffer, 1991). Отечественные исследования за 1999 г. показывают, что у мальчиков-подростков по количеству завершенных суицидов показатели выше, чем у девочек (ОАВишневская, 2000). А.Г.Амбрумова (1982 г.) предлагает свою концепцию суицидального поведения, согласно которой оно является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Е.Шир (1984 г.) в свою очередь отмечает, что большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, являясь микросоциально обусловленным, направлен не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о "покушении на самоубийство", а лишь о применении "суицидальной техники" для достижения той или иной первичной (не суицидальной) цели. Чувствуя себя в опасном окружении, подростки рассматривают мир как враждебную среду для жизни. Это вызывает у них появление описанной К.Хорни "основной тревоги" (1994 г.). Суицид может возникнуть как следствие подростковой зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности или того, что К.Хор•ии называет "идеализированным образом", имеющимся у человека о самом себе. Самоубийство может быть также "суицидом исполнения" из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом. Другими словами, по мнению К.Хорни, суицид является результатом сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды (Э.Шнейдман, 2001). Специфика подросткового возраста заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменении их значимости для молодого человека. Кроме того, в связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом (А.А.Реан, 1999). АЕЛичко и АААлександров, обследовав группу подростков в возрасте 14-18 лет, обнаружили, что приблизительно у половины из них (49%) суицидальные далее