1 2 3 4 5 6

далее действия совершаются на фоне острой аффективной реакции, которая развивается по механизму "короткого замыкания", когда малозначительный повод может стать "последней каплей" и спровоцировать суицидальное действие (АЕЛичко, 1983). Наиболее важными и наиболее напряженными являются в этот период отношения подростка с родителями. По данным различных авторов, для случаев завершенного суицида характерна семейная отягощенность (Х.Ремшмидт, 2000). Ряд исследований подтвердил наличие значимой степени семейной дисфункции и негативного детского опыта среди подростков, пытавшихся покончить с собой (J.Beautrais, P.Mulder, 1996). Проспективные исследования показывают, что суицидальные идеи и суицидальные попытки предопределяются низким уровнем родительского тепла, коммуникации и эмоциональной отзывчивости, а также высоким уровнем насилия, неодобрения, суровой дисциплины, плохого обращения и семейного конфликта в целом. Воспринимаемое отсутствие поддержки со стороны родителей также является значимым предиктором подростковых суицидальных мыслей (J.Harter, G.Marold, 1994). В книге С.В.Зиновьева "Суицид. Попытка системного анализа" (2002 г.) автор приводит данные о том, что более 60% суицидентов воспитывались в неполных семьях, распад которых происходил, когда они находились в дошкольном возрасте. При этом родительские семьи характеризовались обилием явных и скрытых конфликтов. также необходимо отметить , В.С.Ефремов (2004 г.) указывает на то, что само по себе наличие аномалий в семейных отношениях не может служить достаточным основанием для отнесения данной конкретной семьи в разряд суицидогенных. Равным образом семьи без видимых признаков аномалий не дают гарантии, что у их членов не возникнут суицидальные тенденции. Таким образом, проводимые ранее исследования в этом направлении говорят об особом месте родительских отношений в контексте формирования специфического эмоционального настроя, связанного с проявлениями тревожности и депрессивности у подростков, совершивших попытку суицида. Представляется актуальным рассмотрение характеристик тревожно-депрессивного реагирования в связи с родительским отношением у подростков со склонностью к суициду. На основании этого нами были сформулированы задачи исследовать: 1. Уровень и характер тревожности подростков со склонностью к суициду и социально-адаптированных подростков. Э————2. Уровень депрессивности подростков со склонностью к суициду и социально-адаптированных подростков. 3. Особенности восприятия родительского отношения подростками со склонностью к суициду и социально-адаптированными подростками. 4. Внутреннюю взаимосвязь уровней тревожности и депрессии с восприятием подростками отношения родителей к ним в основной и контрольной группах. В связи с этим мы исследовали 2 группы подростков. В основную группу были включены 30 подростков: 20 девочек и 10 мальчиков в возрасте 14— 18 лет, совершивших попытку суицида. Большая часть подростков данной группы была исследована в процессе прохождения психокоррекционной программы в городском Кр далее ...