1 2 3 4 5 6

далее изисном центре для детей и подростков, куда они были направлены после реанимационных мероприятий в связи с совершением ими суицидальной попытки. Также в основную группу вошли подростки, находившиеся на стационарном лечении на базе подросткового отделения института им. В.М.Бехтерева в связи с попыткой совершения суицида и высказывавших мысли о его повторной реализации. Семьи испытуемых с суицидальным поведением отличались непониманием детей, безразличием к ним и частыми наказаниями. Нередко подростки чувствовали себя перегруженными из-за чрезмерных ожиданий родителей. Как подростки, так и сами родители описывали свою семью как отличающуюся пониженной сплоченностью, недостаточной поддержкой и плохой адаптированностью к изменениям по сравнению с другими. Подростки часто сообщали об ощущении того, что они нежеланны для своей семьи или являются для нее обузой Контрольную группу составили 93 подростка (51 девочка и 42 мальчика) в возрасте 14-18 лет, учащиеся старших классов средней общеобразовательной школы №91 г. Санкт-Петербурга и первого курса Петровского колледжа. На основании предварительного анкетирования и бесед с ребятами и их педагогами нами специально были отобраны подростки, никогда не совершавшие попыток суицида и не высказывавшие мыслей о нем. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы психологической диагностики. В соответствии с задачей исследования уровня и характера тревожности подростков мы использовали оригинальный метод "Многомерной оценки детской тревожности" (МОДТ), разработанный в лаборатории амбулаторной психологии НИПНИ им. В.М.Бехтерева (Е.Е.Ромицына, 2002). Данный метод является многомерным психолого-диагностическим инструментом для изучения тревожности у детей и подростков в возрасте 8-18 лет и содержит в своей структуре 10 шкал, отра" жающих различные аспекты возникновения и проявлений тревожности у школьников. Ниже приводится их краткое содержание. В показателях шкалы 1 ("общая тревожность") отражается общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с особенностями самооценки, уверенностью в себе, оценкой перспективы и отношением к неприятностям. Шкала 2 ("тревога в отношениях со сверстниками") регистрирует эмоциональное состояние подростка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками. Шкала 3 ("тревога, связанная с оценкой окружающих") позволяет судить об особенности влияния на эмоциональное состояние ребенка мнения других в оценке его поступков и мыслей, вероятность возникновения тревожных реакций в связи с этим. Шкала 4 ("тревога в отношениях с учителями") отражает общий эмоциональный фон отношений в школе, влияющий на успешность обучения ребенка. Шкала 5 ("тревога в отношениях с родителями") отражает общий эмоциональный фон отношений с родителями, особенности эмоциональных реакций в связи с ожиданием оценок со стороны родителей. Шкала 6 ("тревога, связанная с успешностью в обучении") квалифицирует особенности психологического фона настроения, оказывающего влия далее ...