1 2 3 4 5 6

далее ние на развитие потребности в успехе. Шкала 7 ("тревога, возникающая в ситуациях самовыражения") отражает эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия ребенка, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Шкала 8 ("тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний") регистрирует особенности поведения в ситуациях публичной проверки знаний, достижений, возможностей Шкала 9 ("снижение психической активности, обусловленное тревогой") направлена на изучение особенностей психической сферы ребенка, влияющей на его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера и отражающей вероятность реагирования на тревожный фактор среды признаками астении. По результатам шкалы 10 ("повышение вегетативной реактивности, обусловленное тревогой") можно судить об особенностях соматовегетативной системы, влияющей на общую адаптивность ребенка к ситуациям стрессогенного характера. Для исследования уровня депрессивности подростков со склонностью к суициду и социально-адаптированных подростков использовали шкалу Зунга (А.Б.Смулевич, 2003), которая позволяет в известном приближении отразить чувство душевной опустошенности, изменение настроения, соматические и психомоторные симптомы депрессии, суицидальные мысли и раздражительность. Методика "Подростки о родителях" - сокращенно ПоР (Л.И.Вассерман, И.А.Горьковая, Е.Е.Ромицына, 2004) - была использована в связи с задачей исследования восприятия родительского отношения подростками со склонностью к суициду и социально-адаптированных подростков. Методика содержит 5 шкал, отражающих поведение и установки родителей, касающиеся степени интереса к ребенку (шкала POZ), а также уровни враждебности (шкала HOS), директивности (шкала DIR), автономии (шкала AUT) и непоследовательности (шкала NED) родителей. В результате исследования характера и уровня тревожности подростков основной и контрольной групп были выявлены следующие особенности. Так, уровень тревожности у подростков, совершивших попытку суицида, оказался по всем показателям значительно выше, чем у подростков контрольной группы (рис 1). Кроме того, специфика проявлений тревожности у подростков основной группы отражает наличие эмоциональной напряженности в отношениях со значимым социальным окружением, а ситуации, сопряженные с необходимостью самораскрытия и демонстрации своих возможностей, являются особо травмирующими, приводя к непоследовательности и чрезмерной зажатости в поведении. Данные особенности так или иначе отража-ются на успешности социальной адаптации и обучения подростков в целом также необходимо отметить , уровень тревожности у подростков контрольной группы говорит об адаптивном проявлении тревоги, при котором их общее эмоциональное состояние характеризуется ровным фоном настроения, а самооценка - адекватностью Их отличает уверенность в себе, правильность оценки своих перспектив, а воспринимаемые трудности оцениваются адекватно их объективной эмоциональной насыщенности Поведение и взаимоотношения с окружающими у подростков контрол далее ...