1 2 3 4 5
далее течением, неврологические симптомы при выписке отмечались почти у половины переболевших и проявлялись в виде нейросенсорной тугоухости в 12,5%, гидроцефалии в 15,6%, задержки психомоторного развития в 18,7% случаев. На основании скрининга антител к возбудителям оппортунистических инфекций (герпетическая, цитомегаловирусная, краснуха, токсоплазмоз, хламидиоз, микоплазмоз), проведенного в остром периоде БГМ, были получены положительные результаты на наличие внутриутробной инфекции - заболевания в 1/3 случаев, преимущественно у детей раннего возраста. У 72% пациентов с БГМ на первом году жизни была диагностирована перинатальная энцефалопатия, которая проявлялась преимущественно в виде гипертензионно-гидроцефального синдрома (68%) и синдрома двигательных нарушений (40%), что свидетельствовало о нарушении формирования мозговых структур и гематоэнцефалического барьера, функции ликворо- и гемодинамики, что в целом могло способствовать проникновению возбудителя в ЦНС и последующему осложненному течению нейроинфекции. Среди больных с БГМ, поступивших в отделение реанимации с повторными судорогами или в эпилептическом статусе, у 17% имелся эпилептический синдром в анамнезе, у большинства из них в периоде ранней реконвалесценции сохранялась пароксизмальная активность на электроэнцефалограмме. Особую группу составили часто болеющие дети, у которых имеет место функциональная незрелость иммунной системы, приводящая к затяжному и осложненному течению нейроинфекции. Важным фактором, влияющим на исходы БГМ, является возраст ребенка (табл. 1). Так, если у детей первого года жизни чаще формируется полиморфная неврологическая симптоматика в виде тетрапарезов, декортикации, децеребрации, гидроцефалии, стойкого судорожного синдрома, грубой задержки психического развития, у детей от 1 года до 3 лет — двигательные нарушения и задержка речевого развития, то в более старшем возрасте возрастает значение локальной симптоматики: у детей дошкольного возраста, когда идет формирование статики и координации, среди неврологических нарушений преобладают атаксия, различные виды мононеврозов и неврозоподобных состояний, а у школьников — нарушения эмоционально-волевой сферы, гипоталамические расстройства, интеллектуальные нарушения. Таким образом, чем младше больной, тем более диффузна и груба симптоматика поражения нервной системы, что объясняется законами системогенеза, тогда как по мере увеличения возраста заболевшего ребенка выявляются нарушения мозжечковых, подкорковых, диэнцефальных и корковых структур мозга, степень незрелости которыхопределяет их подверженность влиянию вредных факторов. Основываясь на концепции современной реабилитологии о том, что одновременно с повреждением нервной ткани включаются процессы, направленные на ее восстановление, мы разработали схему последовательной, поэтапной реабилитации с учетом периода, тяжести заболевания и степени выраженности неврологических нарушений. Схема восстановительной терапии включает в себя 3 этапа: первый этап проводится в остром периоде, в далее ...