1 2

читать далее ... чного аппарата стопы. Полезно также сравнить два башмака: неравномерность износа говорит о том, что одна нога укорочена, - именно так было у той девочки с неподтвердившимся сколиозом. НЕ ПОКУПАЙТЕ ХРУСТАЛЬНЫХ БАШМАЧКОВ Среди многих сказок - добрых, страшных, смешных есть и ортопедическая. Как вы думаете, почему, убегая, Золушка теряет хрустальный башмачок? Очень просто: гибкий свод стопы выскальзывает из неуклюжей монолитной туфельки. Правда, в данном случае - к счастью... но шутки шутками, а хорошая обувь при плоскостопии - дело важное. По каким же признакам она выбирается? • Всегда - кожаный верх. желательно - кожаная подошва. • Каблук невысокий; у детской обуви он должен занимать не менее трети длины подошвы. Никаких "платформ". Широкий носок. • Подошва гибкая, чтобы не только папа мог ее согнуть при покупке, но и ребенок при ходьбе. • Хорошее качество кожи: отсутствие неприятного запаха, осыпаний наружного слоя, трещин. Хорошо выделанная и окрашенная кожа не пачкает руки, когда ее выбирают, и носки, когда надевают. Это профилактика аллергии, потертостей и ортопедических болезней:ведь плохая кожа плохо поддерживает стопу. ЗАПЧАСТИ ДЛЯ РЕССОРЫ Что делать, если природные амортизаторы не работают? Подобрать корригирующие стельки или супинаторы. Хорошая стелька - товар штучный. Она неповторима и уникальна. Их изготавливают по слепку для каждой отдельно взятой стопы. Стельки могут быть мягкими и жесткими, на всю стопу или только под пятку, компенсировать укорочение ноги или косолапость... Не бойтесь, что ребенок закапризничает и "забракует" непривычное приспособление. Детские стельки, как игрушки, - яркие, прозрачные, слово леденец, и обычно хозяевам очень нравятся. но норов у этих "игрушек" суровый, хотя и справедливый. Они не только выполняют пассивную функцию подпорки, но и стимулируют активную работу стопы, закрепляя ее в правильном положении. Так малыш постепенно как бы учится заново ходить. ГИМНАСТИКА С ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ Следует не только носить специальную обувь, но и тренировать мышцы стопы и голени. С детства приучите ребенка читать, писать и рисовать, поставив стопу на наружный край. Пусть во время сидячей работы и занятий малыш как бы сгребает подошвами в кучку воображаемый песок. Положите под рабочий стол ребенка круглую скалку, мячик из твердой резины - пусть катает эти предметы вдоль сводов стопы. А в комплекс утренней гимнастики включите специальные упражнения. • При исходном положении: ноги врозь, носки "смотрят" внутрь - попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край. • Несколько минут ходьбы на носках. • То же - на пятках. • Несколько минут ходьбы с поджатыми пальцами ног. • То же - с поднятыми пальцами. • Несколько раз в день ходьба по 10-15 минут на наружном крае стопы, как "мишка косолапый". Это упражнение как бы "собирает стопу в кулак". 9 Пусть ребенок попытается несколько раз поднять с пола пальцами ног какой-нибудь мелкий предмет: карандаш, платок, костяшки домино. • Ребенок ложиИсточник: Очерет А. Здоровье. 2002. №10. С.66-67