1 2 3 4 5 6 7 8 9

далее амомассаж живота. Дыхание 1:3 Подпись врача 2. Больная В., 31 год, страдает ретрофлексией матки. Со стороны сердечно-сосудистой системы отклонений нет. Прежде занималась гимнастикой, но нерегулярно. Последние 6 лет не занимается. Назначение. Режим общетонизирующий (трени-рующий), группа гинекологических больных. Общая нагрузка Б. Специальные указания. Упражнения общеразвивающие. Избегать резких движений. Преимущественно упражнения в исходном положении лежа на животе, на четвереньках. Исключить упражнения лежа на спине, вызывающие повышение внутрибрюшного давления, Дыхание 1:4, Подпись врача В санаториях как на курортах, так и во внекурортной обстановке назначение на лечебную физкультуру оформляется несколько расширенное в связи с тем, что в санаториях, в зависимости от географических особенностей курорта, месторасположения санатория и сезонности, применяются такие формы лечебной физкультуры, как терренкур, купание, гребля, лыжи, коньки, экскурсии, ближний туризм и пр. Поэтому при назначении лечебной физкультуры указывается общий режим больного. В условиях санаториев применяются два режима: а) щадящий и б) тренирующий. Кроме того, необходимо указать, какие другие формы, кроме лечебной гимнастики, рекомендуются больному. Таким образом, форма назначения на лечебную физкультуру в условиях санатория будет носить следующий характер. Приведем пример. Больной Г., 42 лет. Диагноз: недостаточность кровообращения I степени, ожирение. Регулярно занимается утренней гимнастикой, Назначение. Режим тренирующий. Группа больных с ожирением. Общая нагрузка Б. Дыхание 1:3. Терренкур: маршрут № 2. Спортивные упражнения и игры (перечислить, назначаемое) Экскурсии. Подпись врача МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У БОЛЬНЫХ Как было указано выше, влияние лечебной физкультуры на больных не может быть ограничено только узко физиологическим действием физических упражнений. Лечебная физкультура преследует также и цели воспитательные и поэтому является методом, в котором лечебные задачи переплетаются с воспитательными. Последние обусловливают в известной степени педагогический процесс, особенно имеющий место при обучении больных правильным движениям. В связи с этим в практике лечебной физкультуры приобретает важное практическое значение ряд дидактических принципов в обучении больных физическим упражнениям (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность). Еще П. Ф. Лесгафт подчеркивал важное значение принципа сознательности в системе физического воспитания. По его мнению, одна из задач физического воспитания в том и состоит, чтобы научить «сознательно относиться к своим движениям» (П. Ф. Лесгафт, Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, ч. I. 1904, 269). Сознательное отношение бвльных к выполнению различных физических упражнений, предлагаемых методистом или врачом, прежде всего имеет психотерапевтическое значение, что способствует усилению терапевтического успеха. Вместе с тем принцип сознательности, требуя от больного далее ...