1 2 3 4 5 6 7 8 9
далее осмысленного отношения к разучиваемым упражнениям, усиливает влияние коры головного мозга на соподчиненные ей функционирующие системы, Поэтому всякое действие (в том числе и обучение физическим упражнениям), осуществляемое осмысленно, будет более продуктивным и при сознательном его усвоении, ограниченные двигательные возможности больного в лучшей степени могут быть им же использованы в быту и трудовой деятельности. Другими словами, сознательное участие больного в процессе обучения физическим упражнениям повышает и их прикладное значение. Кроме того, сознательное регулирование своего поведения во время занятий утренней или лечебной гимнастикой и при других видах упражнений позволит в более полноценной форме мобилизовать компенсаторные механизмы и тем способствовать развитию двигательных навыков. В связи с важностью принципа сознательности при обучении упражнениям методист лечебной физкультуры (или врач) должен направлять внимание больного на целесообразность выбора упражнений в связи с состоянием больного, последовательности их применения, сочетания с дыханием и др., подчеркивая значение применяемых упражнений в развитии тех нарушенных функций, в восстановлении которых больной особенно заинтересован. В тесной связи с принципом сознательности осуществляется и принцип активности у больного.Физические упражнения сами по себе являются благодарной областью для проявления активности больного. Конечно, активность больного осуществляется в рамках дозировки и направляется врачом или методистом лечебной физкультуры путем подбора показанных физических упражнений. Степень активности больного определяется как остротой процесса и тяжестью заболевания, так и состоянием больного и его приспособленностью к физическим нагрузкам, В процессе обучения физическим упражнениям важное значение уделяется организации внимания больных. Крупнейший русский педагог К. Ушинский писал: «Внимание есть та единственная дверь нашей души, через которую все, что есть в сознании, непременно проходит; следовательно, этой двери не может миновать ни одно слово учения» (К. Ушинский, Руководство для преподавания по «Родному слову» Избранные педагогические сочинения, 1945, 388). С процессом внимания больных к показу и объяснению упражнения связан тот активный психический процесс, от которого зависит восприятие объяснения и показа, осуществляемые через слуховой и зрительный анализаторы больного. Напряжение психических функций больных во время объяснений и показа способствует не только лучшему восприятию упражнения, но и его осуществлению. Для освоения упражнений важное практическое значение имеет выбор исходного положения. Как было указано выше, оно определяется состоянием больного и тем упражнением, которое ему предлагается. Необходимо, чтобы исходное положение было доступно больному, чтобы оно позволяло в лучшей степени осуществить предлагаемое больному упражнение и в более яркой форме влиять на развитие тех функций, которые нарушены в связи с заболеванием или травмой. В ряде случаев с далее ...