1 2 3 4 5 6 7 8 9

далее целью развития компенсаторных механизмов исходное положение, наоборот, усложняется с тем, чтобы поставить больного в более затруднительные условия выполнения упражнения. Для более полноценного процесса обучения упражнениям необходимо, чтобы исходное положение соответствовало самому характеру упражнений (простота или сложность, амплитуда, использование снарядов и др.). Для того чтобы больной легче освоил движение, необходимо сложный процесс обучения облегчить путем выделения наиболее важных частей в отношении разучивания элементов движения. Поэтому имеет важное значение правильное, ясное и последовательное объяснение и показ,.разучивание по элементам (или движения в целом), а при необходимости повторение упражнения. Принцип доступности является также тем дидактическим принципом, который должен учитываться методистом лечебной физкультуры при подборе физических упражнений. Необходимо, чтобы предлагаемые больным упражнения соответствовали бы силам и возможностям больного, были бы адекватны его состоянию также необходимо отметить , было бы неверным, исходя из данного принципа, устранять какие бы то ни было затруднения в выполнении упражнений. Такое положение не будет вызывать интерес у занимающихся и чувство удовлетворения от проделанной мышечной работы. Принцип доступности в лечебной физкультуре следует понимать так, что трудности должны иметь место, но они должны быть доступны для преодоления силами занимающихся при наличии достаточных усилий с их стороны и при соответствующей помощи методиста лечебной физкультуры. В связи с этим важно, чтобы больные, занимающиеся лечебной гимнастикой, постепенно осваивали упражнения большей сложности. Успех в освоении упражнений складывается из сочетания усилий самих занимающихся и необходимой помощи (физической, методической) со стороны методиста. Для общей методики обучения больных физическим упражнениям, наряду с доступностью, важнейшую роль играет принцип наглядности. Наглядность — это прежде всего правильный показ упражнения Больные, неискушенные в физической культуре, по одному объяснению могут понять и выполнить лишь самые элементарные движения. Упражнение же более или менее сложное выполнить без показа трудно. При показе больным упражнений происходит не простое копирование их Для умелого подражания необходимо умозрительно представить предлагаемое упражнение, а затем и осуществить его. Больному трудно правильно выполнить упражнение, если показ не будет сопровождаться объяснениями наиболее существенного и важного в упражнении. При сознательном отношении больных наглядность при показе упражнений является лучшим методом для большинства больных. Обычно в практике лечебной физкультуры показ упражнений сопровождается и объяснением.При объяснении упражнений следует всегда выбирать самое существенное и останавливаться на нем (усилие, сочетание с дыханием, координация, амплитуда и др.), а не объяснять все подряд. По объяснениям занимающиеся должны составить себе общее представление о движении и уяснить, какова основа предполагаемо далее ...