1 2 3 4 5 6 7 8 9
далее го упражнения, которое нужно выполнить. От методиста лечебной физкультуры требуется известное мастерство, чтобы дать больному ясное представление о разучиваемом упражнении. «Точность, краткость, эмоциональность и понятность — таковы требования, предъявляемые ко всякому объяснению» (В. В, Белинович). Принцип систематичности и последовательности является также неотъемлемой частью процесса обучения больных физическим упражнениям. Осуществление данного принципа в лечебной физкультуре может существенно повлиять на результаты лечения в положительную сторону. Поэтому этот принцип является одним из характерных правил тренировочного процесса, который является лейтмотивом метода лечебной физкультуры. Принцип систематичности и последовательности в методике лечебной физкультуры предусматривает использование следующих педагогических правил: а) от простого к сложному, б) от легкого к трудному и в) от известного к неизвестному. В практике лечебной физкультуры данные правила необходимо применять обдуманно с учетом состояния больного, его подготовленности к правильному выполнению упражнений, принимая также во внимание терапевтические задачи, в связи с которыми и направляется процесс обучения. Обычно применение упражнений как в отдельной процедуре лечебной гимнастики, так и на протяжении курса лечения осуществляется путем постепенного усложнения. Вначале больным предлагаются упражнения наиболее простые, преимущественно отдельно для рук или ног, а затем уже по мере привыкания и уточнения движений последние усложняются различными сочетаниями комбинированных движений рук и ног. Одновременно в начале курса лечения применяются упражнения, несущие более легкую физическую нагрузку (с участием ограниченных мышечных групп), а затем в процессе последующих занятий лечебной гимнастикой упражнения применяются более трудные, с большей затратой физических сил. Хотя в лечебной физкультуре врач и методист применяют физические упражнения к больным, все же не следует чрезмерно затягивать переход от легкого к трудному. Конечно, всегда нужно исходить из состояния больного и того, как он переносит физическую нагрузку, но при этом необходимо принимать во внимание, что при элементарных упражнениях, осуществляемых больными без всякого напряжения и затруднения, мы не можем успешно влиять на компенсаторные механизмы и развивать функцию движения. Правило же — от известного к неизвестному — находит свое отражение в последовательном применении к больным физических упражнений. Поэтому здесь будет иметь практическое значение разнообразие применяемых упражнений и их повторность, С одной стороны, для закрепления развиваемых двигательный навыков нужно повторять в каждом занятии одни и те же упражнения, освоенные больными, но, с другой - необходимо включать и новые упражнения, еще не освоенные больными, чтобы всю нервную систему больного направить на правильное и координированное выполнение более сложных упражнений. Опыт применения лечебной физкультуры дает основание считать, что примерно 80—85% упр далее ...