1 2 3 4 5 6 7 8 9

далее ажнений, входящих в процедуру лечебной гимнастики, необходимо повторять, а 15-20% методического материала насыщать новыми упражнениями. Таким образом, необходимо учитывать, что развитие двигательных навыков у больных, особенно при наличии нарушений двигательной функции, наиболее полноценно можно достигнуть только при адекватных нагрузках, следуя правилу — от простого к сложному, последовательно усложняя ситуацию для нервной системы по осуществлению двигательного акта, что позволит в лучшей степени развивать и закреплять временные связи, обогащая условнорефлекторную деятельность больного. но в практике лечебной физкультуры нельзя шаблонно относиться к процессу последовательного усложнения упражнений. Педагогическое и методическое правило — от простого к сложному — в отдельных случаях, в зависимости от особенностей патологического процесса, может пониматься иначе. Прежде всего необходимо выяснить, какие упражнения больным выполняются легко и какие с затруднением. Так, например, больным с гемипарезами в силу снижения у них корригирую-щей функции коры мозговых полушарий и развития в связи с этим содружественных движений (синкинезий) более трудным является выполнение локальных, противосодружественных упражнений, Поэтому для данной категории больных наиболее простые упражнения в известной степени становятся более трудными. Практическое приложение учения И. П. Павлова о динамическом стереотипе и методике лечебной физкультуры позволяет с новых позиций подходить к процессу обучения ходьбе больных с гемипарезом, Своеобразная походка, наблюдаемая у этих больных, может рассматриваться как патологический стереотип. В задачу лечебной физкультуры входит известное переобучение больного. Нужно отучить больного от неправильной походки и воспитать более правильную. Как же это лучше сделать? Разучивая сначала элементы ходьбы и переходя затем на двигательный акт ходьбы в целом или наоборот, нам представляется, что лучше осуществлять процесс обучения ходьбе как двигательному акту в целом, не разлагая его на элементы. Известно, что ходьба является циклическим, автоматизированным видом движения, которое стереотипно повторяется. Она относится к обобщенным, генерализованным видам движений, которые являются основой мышечной деятельности человека. Поэтому при обучении ходьбе неверно прибегать к ее элементам, а затем последние друг с другом соединять. Нужно данный двигательный акт ходьбы развивать в целом как привычное и автоматизированное движение. Обучение и развитие движений у больных протекают под непосредственным корригирующим влиянием коры головного мозга. В наилучшей степени процесс обучения осуществляется при показе, сопровождающемся точным, кратким и ясным объяснением, т, е. при взаимообусловленном участии первой и второй сигнальных систем. Учение И. П. Павлова о второй сигнальной системе находит свое яркое отражение во всем процессе обучения больных физическим упражнениям. На всем протяжении этого процесса тесный контакт врача и методиста лечебной физкультуры с бол далее ...