1 2 3 4 5 6 7 8 9
читать далее ... енении учения И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности в практике лечебной физкультуры, так как нужно иметь в виду, что реактивность больного на физические упражнения определяется не только особенностями патологического процесса, но также и типом высшей нервной деятельности. Так, например, по данным И. П. Павлова, известно, что у сильного типа рефлексы возникают и закрепляются быстрее и легче, чем у слабого типа, в связи с чем и процесс восстановления больного под влиянием тренировки физическими упражнениями, невидимому, у различных типов будет протекать по-разному. Следует также иметь в виду, что сильному типу (при прочих равных условиях) общая и специальная физическая нагрузка может быть применена большая, чем слабому типу. Мы должны также изыскивать средства и методы дифференцированного применения лечебной физкультуры к больным, относящимся к разным типам. Здесь важно правильно оценить и использовать на практике как психотерапевтическое, так и воспитательное значение метода лечебной физкультуры. Так, сочетание правильного и убедительного объяснения упражнения с хорошим показом, гармонично вовлекая первую и вторую сигнальные системы больного, обеспечит лучшее восприятие и осознание требуемого движения, а следовательно, и более правильное его выполнение. Это особенно важно по отношению к слабым типам, которые особенно нуждаются в щадящей к ним и более строгой последовательности при увеличении физической нагрузки (в количественном и качественном выражении) как на протяжении отдельной процедуры лечебной гимнастики, так и на протяжении курса лечения. И. П. Павлов указывал, что срывы нервной деятельности скорее возникают у слабых типов в силу меньшей устойчивости по отношению к факторам внешней среды, а также у сильных, но неуравновешенных. Поэтому учитывать типы высшей нервной деятельности в практике применения лечебной физкультуры особенно важно при так называемых функциональных расстройствах нервной системы Так, на основании характеристики высшей нервной деятельности И. П. Павлов выделял два основных вида реакций: 1) гиперстеническую (возбудимую) и 2) гипостеническую (тормозную). Надо сказать, что это деление на возбудимых и тормозных легло в основу дифференцированного применения лечебной физкультуры при функциональных расстройствах нервной системы. Исходя из характеристики нервной системы по соотношению функций первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов выделил также еще два «истинно человеческих» типа: художественный и мыслительный. Несомненно, деление больных на эти типы также должно найти отражение в практических мероприятиях по лечебной физкультуре. Так, по отношению к больным, относящимся к художественному типу с преобладанием функций первой сигнальной системы, с восприятием живой действительности целиком как она есть, с яркими эмоциями и др., применение лечебной физкультуры должно сопровождаться широким использованием второй сигнальной системы, мобилизующей сознательное участие личности больного в сложном процессе упражнения.Источник: Мошков В.Н. Лечебная физическая культура и массаж. 2006. №3. С.56-62