1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
далее птация проявляется в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе или дошкольном учреждении), несмотря на соответствие уровня общего уровня интеллектуального развития ребенка нормальным возрастным показателям. 5. Согласие родителей и самого ребенка на участие в исследовании. Критерии исключения из исследования: 1. Возраст детей менее 4 и старше 12 лет. 2. Наличие выраженных очаговых неврологических симптомов и/или признаков внутричерепной гипертензии. 3. Значительное снижение зрения и слуха. 4. Наличие в анамнезе тяжелых нейроинфекций (менингита, энцефалита), эпилептических приступов. 5 Присутствие симптомов хронических соматических заболеваний, анемии, эндокринных заболеваний (в частности, гипер- и гипотиреоза, сахарного диабета). 6. Психические нарушения, обусловленные умственной отсталостью, аутизмом, аффективными расстройствами, психопатией, шизофренией. 7. Сложности семейной обстановки, как основная причина имеющихся у ребенка нарушений поведения и трудностей обучения (конфликты между родителями, частые наказания, гиперопека и т.д.). 8. Применение на протяжении трех месяцев, предшествовавших настоящему исследованию, каких-либо психотропных лекарств (седативных, ноотропных, антидепоессантов и др.). Дети с ММД были распределены на три возрастные группы: 4-6 лет, 7-9 лет, 10-12 лет (табл. 1). Основные клинические проявления ММД в обследованной группе детей представлены в таблице 2. Кроме того, в этой таблице дана характеристика патологических состояний, сопутствовавших ММД, среди пациентов различных возрастных групп. Как видно из представленных данных, у абсолютного большинства пациентов наблюдалось сочетание нескольких клинических вариантов ММД. Так, задержка речевого развития у детей 4-6 лет часто сопровождалась СДВГ. Среди детей 7-9 и 10-12 лет СДВГ, как правило, сочетался с трудностями школьного обучения (дисграфией, дислексией, дискалькулией). Часто у детей с ММД также обнаруживалась диспраксия развития (23-30% случаев) и нарушения поведения (21-24%). Поскольку распределение детей с ММД по трем возрастным группам оказалось неравномерным, представленная частота встречаемости основных и сопутствующих клинических проявлений в этих группах лишь отчасти отражает возрастную динамику симптоматики ММД. Тем не менее при переходе от младшей группы детей к старшим можно проследить определенные закономерности в эволюции клинических проявлений ММД> Прежде всего, это касается СДВГ: среди детей 4-6 и 7-9 лет преобладала его сочетанная форма с гиперактивностью и нарушениями внимания, тогда как у детей 10-12 лет признаки гиперактивности были значительно менее выраженными и наблюдались гораздо реже, в связи с чем среди них чаще встречался вариант СДВГ с преобладанием нарушений внимания. В возрасте 4-6 лет характерным вариантомММД была задержка речевого развития, у некоторых детей наблюдалось заикание, а после 7 лет на смену нарушениям устной речи приходили трудности формирования письменной речи в виде дислексии и дисграфии. Довольно ч далее ...