1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
далее с последующим делением полученной суммы на число полученных ответов. По результатам заполнения опросника для каждого пациента определялись оценки по следующим шкалам: церебрастенические симптомы; психосоматические нарушения; тревожность, страхи и навязчивости; двигательные нарушения; нарушения устной речи; внимание; эмоционально-волевые нарушения; нарушения поведения; агрессивность и реакции оппозиции; трудности школьного обучения (у детей от 7 лет); нарушения чтения и письма (у детей от 7 лет)-. 2. Общий и неврологический осмотр. Дополнительно -к неврологическому осмотру, который проводился по общепринятой схеме, использовались основные задания из методики М.В. Denckia [14] для исследования моторики и координаторной сферы. Эта методика состоит из двух разделов: пробы на ходьбу по линии, пробы на удерживание равновесия; задания на чередование движений конечностей. Качество выполнения оценивается по балльной системе, при этом учитывается число ошибок, наличие непроизвольных движений и синкинезий. Во втором разделе производится также оценка времени выполнения двадцати последовательных движений. 3. Психологическое исследование основывалось на оценке функций внимания и памяти. Особое место оценке функций внимания и памяти у детей с ММД отводилось не случайно. Внимание и память представляют собой сложные интегративные процессы, которые опираются на ряд структур мозга и широко представлены в различных отделах ЦНС. Именно это делает их весьма ранимыми и объясняет значительную распространенность нарушений внимания и памяти среди детей с ММД. Исследование внимания. Внимание представляет собой самостоятельную целостную составляющую среди других когнитивных функций. но вместе с тем, внимание - многомерное понятие, включающее в себя такие компоненты, как поддерживаемое внимание и избирательное внимание, торможение импульсивных действий, выбор необходимых реакций с контролем за их осуществлением. Испытуемым предлагался ряд заданий, предназначенных для оценки различных характеристик внимания: корректурная проба, субтест «кодирование» из методики исследования интеллекта у детей Д. Векслера [12] и фрагмент теста Равена. Для трех возрастных групп были подобраны тесты различной сложности. Следует отметить, что выполнение заданий во всех перечисленных методиках помимо внимания требует также участия других высших психических функций и когнитивных процессов, в частности памяти, зрительно-пространственного восприятия, пространственного (конструктивного) мышления, зрительно-моторной координации, и, следовательно, может рассматриваться и в качестве характеристики последних, что особенно важно при обследовании детей с различными вариантами ММД.Исследование памяти. Для исследования памяти применялся адаптированный вариант нейропсихологической методики «Лурия-90» [11], позволяющей оценить состояние слухо-речевой и зрительной памяти у детей в условиях непосредственного и отсроченного воспроизведения. Исследование слухо-речевой памяти осуществлялось через использование традиционных те далее ...