1 2 3 4

Медицина как социальный институт и ее учреждения в период нового витка административного, экономического и политического реформирования остаются в современной России вне поля активных преобразований, а несовершенство законодательства и отсутствие надлежащего правового регулирования порождают попытки системы здравоохранения самостоятельно адаптироваться к существующим реалиям.
Переход к рыночным отношениям, с одной стороны, повлек за собой интенсивный рост потребности населения в качественном медицинском обслуживании, обострение проблемы обеспечения здравоохранения квалифицированным персоналом, причем положение усугубляется утечкой кадров, которая не восполняется из-за низкой заработной платы в отрасли.
В результате при росте потребности в лечебно-профилактической помощи возможность ее получения снижается. В этой связи понятна актуальность изучения мнений пациентов, медицинских работников и руководителей стационаров о комплексе проблем современного российского здравоохранения, и в первую очередь — о взаимоотношениях между врачом и пациентом. К сожалению, приходится констатировать все более частые проявления равнодушия, участившиеся случаи нарушения медицинским персоналом правил медицинской этики и деонтологии. Нередко интересы больного вообще игнорируются. Так, лечащий врач, назначая значительное число лабораторных и рентгенологических исследований, выписывая дорогостоящие лекарственные препараты, подчас не думает о том, так ли уж это необходимо.
В подавляющем большинстве случаев в основе конфликтов между пациентом и врачом лежит незнание последним личности больного и, следовательно, неумение наладить контакт. Между тем, пренебрежение личностными психическими реакциями при исследовании патологического процесса, формировании контакта с больным, проведении лечебных мероприятий может иметь весьма неблагоприятные последствия, Иногда состояние и болезненные ощущения больного в большей мере определяются его психической реакцией, чем болезнью. Пассивное отношение пациента к лечению может сделать его неэффективным, а известно, что участие больного в лечебном процессе тоже зависит от желания сотрудничать с врачом. То, что, как показывают исследования, лишь 50—60% пациентов выполняют предписания врача, — очень тревожный сигнал.
Второй аспект проблемы связан с оптимизацией доступности квалифицированной медицинской помощи. При организации последней, особенно при разработке стратегии деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), целесообразно учитывать мнение и населения, и медицинских работников (особенно ценны их суждения о реализации их трудового потенциала, эффективности диагностических и лечебно-оздоровительных мер, качестве и объеме лечения). При медико-социологической оценке врачами степени использования их трудового потенциала рассматривается ряд позиций; реальный расход рабочего
времени; реализация знаний, опыта; уровень заработной платы и др. Трудовая деятельность при этом может быть представлена следующим образом: консультац далее