1 2 3 4 5 6

Тревожные расстройства относятся к числу самых распространенных психопатологических нарушений, сопутствующих заболеваниям сердца и кровеносной системы. Зачастую симптомы тревоги значительно осложняют течение кардиальной патологии. Выраженность анксиозных симптомокомплексов зависит от длительности и/или типа сердечно-сосудистого заболевания (ССЗ) (2, 7).
Среди расстройств тревожного спектра у больных с кардиологической патологией наиболее распространены невротические, связанные со стрессом и соматизированные симптомокомплексы, Так, по данным современных авторов, кардиофобии диагностируются у 80% больных общемедицинской практики, обращающихся по поводу болей в области сердца (11). У госпитализированных пациентов с ишемической болезнью сердца тревожные ипохондрические реакции выявляются в 28,2% случаев, соматизированные — в 3%, тревожно-фобические—в2,9% (8).
Распространенность тревожных расстройств у кардиологических больных свидетельствует о целесообразности присоединения к кардиотропным и сосудистым средствам анксиолитических препаратов.
Традиционно для лечения тревожных состояний используются производные бензодиазепина. Однако их применение подчас сопровождается рядом нежелательных эффектов: от симптомов поведенческой токсичности (дневная сонливость, замедление когнитивных процессов, снижение остроты реакций, внимания и памяти) до аддиктивных (риск злоупотребления). Кроме того, взаимодействие бензодиазепиновых анксиолитиков с некоторыми соматотропными препаратами (а-адреномиметиками, а- и радреноблокаторами, блокаторами кальциевых каналов, ингибиторами ангиотензинпревращающего фермента, производными метилксантина) (7) в ряде случаев можно рассматривать как неблагоприятное (5), Так, при одновременном приеме лекарств бензодиазепинового ряда с клонидином (клофелином) и пропранололом отмечаются усиление гипотензивного эффекта, угнетающее действие на центральную нервную систему, рефлекторная тахикардия. Бензодиазепиновые анксиолитики усиливают адренолитическое действие фентоламина, тропафена, индорамина вплоть до развития тяжелой гипотензивной реакции и т.д.
В связи с этим актуальна задача внедрения в клиническую практику новых высокоэффективных анксиолитических лекарств с учетом их безопасности и лучшей переносимости при лечении тревожных симптомокомплексов, выступающих в рамках невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств у пациентов кардиологического профиля.
Создание принципиально нового транквилизатора афобазола, разработанного в НИИ фармакологии РАМН (1,3—6,9,10], открывает новые перспективы в лечении данной категории больных. Афобазол (2(-2-(морфолино)этил)-тио-5-этоксибензилимидазола дигидрохлорид) по химической структуре относится к производным 2-меркаптобензимидазола и не является агонистом бензодиазепиновых рецепторов. Препарат тормозит развитие мембранно-зависимых изменений в ГАМК-бензодиазепиновом рецепторном комплексе, является «короткоживущим» лекарственным средством: период его полувыведения — 0,8 далее